Локдаун из-за COVID-19 стал стимулом к тому, что многие компании перешли на удалённую работу с сотрудниками и цифровизировали свои процессы. Совещания в Zoom стали нормой, таск-менеджеры помогают контролировать нагрузку сотрудников онлайн, а системы КЭДО упростили работу с кадровыми документами. Молодые работники чаще всего реагируют на новые технологии положительно, а вот представителям старшего поколения бывает трудно перестроиться и адаптироваться к изменениям.
Какие характеристики определяют каждое поколение сотрудников и как помочь персоналу разных возрастов подружиться с системой КЭДО — читайте в статье.
Переход на кадровые электронные документы может быть непростым как для сотрудников, так и для руководителей. Наша команда знает, как убедить начальство в пользе КЭДО. Узнайте больше и получите материалы для защиты проекта на персональной консультации!
Впервые теорию об отличиях между представителями разных поколений выдвинули американцы Нейл Хоу и Уильям Штраус в 1991 году. Они предположили, что людей одного времени объединяет общее прошлое, характерные только для этого периода ценности и культурные особенности. Поэтому разные поколения следуют отличающимся моделям поведения.
Исследователи обычно делят людей на следующие категории:
► X (иксеры) — люди, которые родились в 1964–1984 годах;
► Y (миллениалы) — те, кто родился с 1985 по 2002 год;
► Z (зумеры) — люди, которые появились на свет с 2003 по 2016 год.
Сегодня в рамках одной организации могут легко встретиться вчерашние выпускники и сотрудники с сорокалетним стажем. Руководителям важно помнить, что у представителей поколений X, Y и Z отличаются не только модели поведения и ценности. Они по-разному относятся и к новых технологиям в работе.
Давайте подробнее рассмотрим особенности каждого из трёх поколений. Мы изучили этот вопрос и готовы рассказать, как подготовить сотрудников всех возрастов к переходу на кадровый электронный документооборот.
Российские представители поколения X росли в советское время и начали работать в период перехода на рыночную экономику. Иксеры настроены на упорную работу, не принимают необдуманных решений, любят чёткость и порядок.
Вот какие ещё особенности отличают иксеров от остальных сотрудников:
• они привыкли к личному общению и могут легко найти общий язык с коллегами;
• иксеры более спокойно реагируют на критику, чем молодые сотрудники;
• далеко не все люди поколения X общаются с технологиями на вы.
Применять гибкий подход к обучению. Иксеры усваивают новые знания несколько иначе, чем молодёжь. Если зумеры привыкли к коротким информативным видео и онлайн-тестированиям, то старшему поколению может быть легче воспринимать информацию в формате онлайн- или офлайн-лекций или печатном формате. Организуйте для них «живое» обучение, подготовьте пошаговые инструкции и будьте готовы к вопросам и предложениям.
Например,
Быть открытыми к диалогу. Поколение X ценит личное общение больше, чем переписку в мессенджерах. Назначьте ответственных за обучение, к которым всегда можно прийти с вопросом о работе в системе КЭДО. Донесите до сотрудников поколения X, что их адаптация к новой технологии — не обременение для компании, а естественный процесс обучения.
Миллениалы — самая большая возрастная группа современных сотрудников. Их не пугают изменения, потому что они росли в нестабильные времена. Представители поколения Y более конкурентные, чем их старшие коллеги. Они стремятся к высоким результатам, поэтому много работают и активно пользуются гаджетами.
Для миллениалов характерны следующие черты:
• они амбициозны и проявляют интерес к сложным задачам;
• поколение Y приветствует инновации, которые упрощают их рабочую и личную жизнь;
• они посвящают труду большую часть своего времени, но чаще всего из-за хорошей денежной мотивации.
Проводить практические занятия. Представители поколения Y разбираются в новых технологиях лучше старших коллег. Но им может быть сложно сфокусироваться и вникнуть в материал во время офлайн-обучения. Лучший способ адаптировать миллениалов к КЭДО — позволить им протестировать систему на практике. Так они освоят новую технологию быстрее, чем на уроках.
Бóльшей части сотрудников компании Grow Food меньше 30 лет. Для них
Прислушиваться к их мнению. Миллениалам важно, чтобы работодатель учитывал их точку зрения. Часто их активность и опыт могут помочь компании заметить ошибки и лучше построить процесс обучения работе с КЭДО. Зачастую миллениалы сами приходят к работодателям с идеями по цифровизации процессов.
Молодые люди — будущее мировой экономики. Некоторые из них ещё вчера были студентами и делают первые шаги в карьере. Другие совмещают учёбу с первой работой. Зумеры росли в 2000-х годах, они независимее своих старших коллег, и их мало волнует чужое мнение. Они нацелены на самореализацию и чётко знают, к чему стремятся. Поколение Z больше других пользуется социальными сетями и мессенджерами. Они любят переписываться и не приветствуют общение офлайн.
Следующие черты также характерны для зумеров:
• они привыкли к удалённому формату работы и ценят гибкий подход;
• поколение Z не мыслит жизни без технологий и очень быстро усваивает новую информацию;
• они любят играть в игры.
Ввести промежуточную оценку знаний. Всем людям важно получать признание своей работы. Особенно это касается зумеров, которые ещё вчера были школьниками. Поэтому их не испугает периодическая проверка навыков работы с системой КЭДО. А для работодателя промежуточные тексты — хороший способ удержать внимание зумеров на одной задаче.
Геймифицировать обучение. Совсем недавно зумеры были детьми. Поэтому им комфортно осваивать новые технологии в игровом формате. Ставьте им оценки или создайте общий рейтинг сотрудников по использованию КЭДО. Это поможет вовлечь зумеров в процесс цифровизации.
Любое поколение отличается от предыдущих и последующих. Работодателям важно понимать, что к сотрудникам разных возрастов нужен различный подход. Это позволит найти лучший способ адаптировать их к изменениям.
Перевести компанию и всех сотрудников на КЭДО — не всегда простая задача. Особенно если у организации большой штат работников разных возрастов. На персональной консультации команда HRlink поможет найти лучшие способы адаптации и мотивации для всех сотрудников.